В США опубликовано научное исследование, посвященное последствиям однократного употребления активного компонента галлюциногенных грибов - псилоцибина.
Воздействие этого вещества на психологическое состояние большинства добровольцев оценивается как весьма позитивное.
По мнению авторов исследования, псилоцибиновые грибы и подобные им галлюциногены открывают новые перспективы для разработчиков и производителей лекарственных препаратов, предназначенных для лечения фобий, депрессии и других психических расстройств. Не исключено также, что благотворное воздействие галлюциногенов может облегчить состояние неизлечимо больных пациентов на терминальной стадии болезни.
В то же время координатор исследовательского проекта Роланд Гриффитс предостерегает сограждан от самостоятельных экспериментов с галлюциногенами в домашних условиях. По его словам, около трети участников эксперимента сочли воздействие псилоцибина “пугающим”. В связи с этим употребление галлюциногенных препаратов вне лаборатории и без контроля со стороны квалифицированных специалистов может нанести непоправимый ущерб здоровью человека, подчеркивает Гриффитс.
Исследование было частично профинансировано правительством США.
В эксперименте, который проводился в лаборатории Медицинской школы Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, приняли участие 36 мужчин в возрасте до 46 лет. Никто из участников не употреблял до эксперимента наркотики, многие из них интересовались религией и время от времени принимали участие в различных религиозных мероприятиях - коллективных молитвах, богослужениях, беседах не религиозные темы и т.д.
После однократного приема псилоцибина каждый из участников проводил в помещении лаборатории несколько часов. Испытуемые, находящиеся под воздействием галлюциногена, помещались в изолированное помещение, в котором звучала классическая музыка. Участникам надевали повязку на глаза и предлагали сосредоточить свое внимание на внутренних переживаниях.
Для того, чтобы сопоставить эффект псилоцибина с действием применяющихся в настоящее время препаратов, в ходе последующих посещений лаборатории участники один или два раза принимали не обладающий галлюциногенными свойствами психостимулятор Риталин.
Отчеты испытуемых о непосредственных впечатлениях сразу после употребления псилоцибина включали сообщения об контакте с “трансцендентной реальностью”, “выходе за пределы пространства и времени”, благоговении и священном ужасе, а также о глубоком чувстве радости, мира и любви. Многие участники испытывали значительные трудности, пытаясь дать словесные описания пережитого ими опыта.
С дескриптивной точки зрения рассказы испытуемых ничем не отличались от известных отчетов о пережитом религиозном опыте, оставленных потомкам религиозными мистиками, относящимися к самым различным конфессиям, утверждают ученые. Впрочем, авторы исследования предпочли уточнить, что религиозная сторона проблемы остается в целом вне сферы их интересов.
Спустя два месяца после эксперимента 24 участника ответили на дополнительные вопросы исследователей. Согласно данным опроса, две трети из них по-прежнему считали пережитый опыт одним из пяти важнейших событий в своей жизни. Для трети опрошенных псилоцибиновые галлюцинации стали самым духовно значимым событием в жизни.
Около 80% участников заявили также, что галлюцинаторный опыт оказал несомненное положительное влияние на их психическое состояние, самооценку и отношения с окружающими. Некоторые участники утверждали, что произошедшие с ними перемены были замечены родными и близкими и заслужили их положительную оценку.
Систематические исследования психотропных свойств псилоцибина, LSD и других галлюциногенных препаратов начались Европе и США в 20-е годы прошлого века. Большая часть исследований была прекращена в начале 60-х в связи с нездоровым ажиотажем, который создали вокруг этих веществ идеологи молодежной контркультры.
Первые после долгого перерыва серьезные исследования в этой области возобновились в середине 90-х годов.