5. Стратегии
«Установление последовательности использования репрезентативных систем» — ключевая фраза, описывающая синтаксис или структуру человека.
Согласно принятой в НЛП точке зрения, навыки возникают и функционируют на основе «совершенствования и установления последовательности использования наших репрезентативных систем». «Установление последовательности использования репрезентативных систем» — ключевая фраза, описывающая синтаксис или структуру человека.
Рассмотрим тот факт, что каждый день утром вы поднимаетесь с постели. Как вы выполняете эту задачу? Что позволяет вам осуществлять данное физическое действие? Что вы делаете внутри своей головы, что позволяет вам привести свое тело в движение и подняться с постели?
Слышите ли вы сначала звонок будильника (Ае— аудиальная внешняя репрезентация)? Что происходит за этим? Вы можете сказать несколько слов: «О, неужели пора вставать» (Aid — аудиально-дигитальная внутренняя репрезентация). Возможно, вы чувствуете, что не хотите вставать (Кi— кинестетическая внутренняя репрезентация, или «эмоция»), и кинестетическое ощущение, что вы облекли это суждение в форму напряжения в спине (Кi — кинестетический отрицательный стимул). Но затем вы понимаете, что если не встанете, то опоздаете на работу и потеряете ее (Aid — слова о работе, вашем будущем). Итак, вы ведете внутренний диалог с самим собой о необходимости встать, чтобы пойти на работу (A"d — аудиально-дигитальные слова). Когда это знание достигает определенного порога, оно приказывает вашему телу встать с постели (Ке — кинестетическая внешняя репрезентация). Записывая все эти последовательные части в виде пошаговой формулы вашей мотивационной стратегии утреннего подъема, получаем:
Ае —> Aid —> Кi —> Кi —> Aid —> A"d —> Ке
Стратегия описывает последовательность использования репрезентативных систем, что дает план получения определенного результата. Роберт Дилтс (Dilts, 1980) писал: «Все наше видимое поведение контролируется стратегиями внутренней обработки». Ваш мозг обладает стратегией образования таких видов опыта, как обучение, преподавание, мотивация, наставление, правописание, любовь, ненависть, внимание и всех форм наблюдаемого поведения.
Формально, стратегия имеет отношение к любому внутреннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые последовательно приводят к определенному результату. Большинство наших стратегий жизни, реагирования, мышления, взаимодействия и т.д. формируются в раннем возрасте. Бессознательно мы усваиваем, что определенная последовательность использования репрезентативных систем приводит к определенному результату. Затем мы обобщаем эту стратегию на все случаи, предусматривающие получение такого результата.
Стратегия имеет отношение к любому внутреннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые последовательно приводят к определенному результату.
Сравним хорошую и плохую стратегии в случае задачи/поведения, связанных с обучением правописанию. Полезная и продуктивная стратегия обучения правописанию описана ниже. Сначала вы слышите слово (Ае— аудиальная внешняя репрезентация), затем вы создаете образ слова (Vе — визуальное конструирование) и, смотря на него, вы чувствуете его верное написание (Ki+). Затем, для повторения, вы извлекаете образ данного слова (Vr — визуальное вспоминание). Грамотно пишущие люди обычно смотрят вверх или прямо перед собой, так как они видят слово перед своим мысленным взором и ощущают правильность или неправильность его написания. Увидев слово, вы теперь можете произнести его про себя (A"d — аудиально-дигитальная внутренняя репрезентация). Затем с чувством осведомленности о верном написании слова (К"+ — кинестетическая внутренняя репрезентация) вы произносите его вслух (Ade — аудиально-дигитальная внешняя репрезентация). Итак, наилучшая стратегия обучения правописанию такова:
Ае —> Vе —> Ki+ —> Ade
О"Коннор и Сеймур (O"Connor & Seymour, 1990) установили, что применение стратегии обучения правописанию приносит пользу при работе с детьми, страдающими дислексией. Обучение этой стратегии часто избавляет их от многих проявлений болезни. Большинство таких людей не видят или не вспоминают визуально слова, которые хотят написать. Они пытаются написать слово аудиально или кинестетически. Написать слово аудиально (фонетически) — значит произнести его для себя. Эта стратегия значительно ограничивает количество данных, которое вы можете удерживать в памяти.
И наоборот, попытки написать слово кинестетически усложняют задание. Пример кинестетического написания состоял бы из запоминания букв слова по определенным штрихам. Фонетическое (аудиальное) письмо работает ненамного лучше. Грамотно пишущие люди никогда не пишут слово аудиально. «Удивитильна, што фанитичиские метады абучения праванисанию фсе ище прииадаюцца ф школах».
Обучение детей с дислексией стратегии правописания часто избавляет их от многих проявлений болезни.
Каждая внутренняя репрезентация стратегии также включает в себя субмодальности. Таким образом, картина визуального вспоминания стратегии правописания будет иметь свои собственные субмодальности. Кинестетическая внутренняя репрезентация будет иметь свои кинестетические субмодальности.
По материалам книги Майкла Холла и Боба Боденхамера «Полный курс НЛП»