За последние 20 лет число младенцев и детей до 5 лет, имеющих избыточный вес или ожирение, выросло почти на 50% и достигло 44 миллионов. Избыточный вес в детском возрасте становится причиной многочисленных заболеваний позднее в жизни, таких как диабет, рак, сердечно-сосудистые и другие заболевания.
Факты и данные о детском ожирении
Основные факты
Численность младенцев и детей раннего возраста (от 0 до 5 лет), имеющих избыточный вес или ожирение, во всем мире увеличилась с 31 миллиона в 1990 году до 44 миллионов в 2012 году. Только в африканском регионе ВОЗ число детей с избыточным весом или ожирением за тот же период выросло с 4 до 10 миллионов.
В развивающихся странах с формирующейся экономикой (Всемирный банк относит их к категории стран с низким и средним уровнем доходов) более 30% детей дошкольного возраста имеют лишний вес или страдают ожирением.
Если эта тенденция продолжится, то число младенцев и детей раннего возраста с избыточным весом к 2025 году вырастет до 70 миллионов.
Если не будут приняты меры, эти младенцы и дети раннего возраста продолжат страдать ожирением в детском, подростковом и взрослом возрасте.
Ожирение в детском возрасте вызывает широкий спектр серьезных осложнений и повышенный риск раннего развития диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Исключительно грудное вскармливание от рождения до 6 месяцев является важным способом профилактики ожирения у младенцев.
Последствия ожирения в детском возрасте
Дети, страдающие ожирением, более подвержены возникновению различных проблем со здоровьем во взрослом возрасте, таких, как:
сердечно-сосудистые заболевания;
резистентность к инсулину (зачастую является ранним признаком скорого развития диабета);
нарушения скелетно-мышечной системы (особенно остеоартрит, крайне инвалидизирующее дегенеративное заболевание суставов);
некоторые онкологические заболевания (внутриматочные, молочной железы, толстой кишки);
инвалидность.
Что является причиной избыточного веса и ожирения у младенцев и детей?
Любой аспект среды, в которой ребенок был зачат, родился и вырос, может способствовать возникновению избыточного веса и ожирения. Гестационный диабет (разновидность диабета, возникающая во время беременности) может привести к увеличению веса ребенка при рождении и риску возникновения ожирения в дальнейшем.
Крайне важно кормить младенцев и детей раннего возраста здоровой едой, поскольку именно в этом возрасте формируются пищевые предпочтения. Калорийная еда с высоким содержанием жира, сахара и соли — верный путь к возникновению детского ожирения.
Проблема усугубляется нехваткой информации о правильном подходе к питанию, а также дефицитом и высокой стоимостью здоровой пищи. Агрессивная реклама высококалорийных продуктов питания и напитков, ориентированная на детей и семьи, обостряет ее еще больше. В некоторых сообществах традиционные представления (например, распространенное убеждение, что толстый ребенок — здоровый ребенок) подталкивают семьи к перекармливанию детей.
Процессы урбанизации и развития цифровых технологий снижают привлекательность физической активности и здоровых игр. Избыточный вес и ожирение также лишают детей возможности участвовать в групповой физической активности. В результате они еще меньше двигаются, что со временем приводит к накоплению еще большего избыточного веса.
Профилактика детского ожирения
Избыточный вес и ожирение хорошо поддаются профилактике. На индивидуальном уровне рекомендуется кормить младенцев исключительно грудным молоком в течение полугода после рождения. После введения прикорма семьи могут:
-ограничивать калории, поступающие из жира и сахара;
-повышать потребление ребенком фруктов, овощей, бобовых и -цельнозерновых продуктов;
-обеспечивать младенцам и детям раннего возраста возможности для активного движения, а детям старше 5 лет — регулярную физическую активность (60 минут в день).
Пищевая промышленность может сыграть важную роль в борьбе с детским ожирением следющими способами:
снижение содержания жиров, сахара и соли в переработанных продуктах питания для младенцев и детей раннего возраста;
обеспечение наличия и доступности в ценовом плане для всех потребителей здоровых и питательных продуктов;
ответственный подход к рекламе своей продукции, ориентированной на родителей младенцев и детей раннего возраста.