Первый «ребенок из пробирки» появился в 1981 году. С того момента и до 2003 года более миллиона детей были рождены с помощью экстракорпорального оплодотворения, а к 2005 году это число удвоилось.
Сегодня новый анализ, опубликованный в «BMJ», доказывает, что экстракорпоральное оплодотворение применяется излишне часто, а риски такого лечения возможно перевешивают пользу.
Впервые ЭКО был разработан как лечение для женщин с нарушениями фаллопиевых труб и для мужчин с тяжелым бесплодием. Но команда экспертов, проводивших анализ, под руководством д-р Эсме Камфуис из Центра Репродуктивной Медицины при Университете Амстердама (Нидерланды), установила, что в последние годы ЭКО применяется и для других состояний, нарушающих фертильность, и для лечения необъяснимых проблем с оплодотворением.
К примеру, с 2000 по 2010 годы количество ежегодных ЭКО только в США повысилось с 90 000 по 150 000. Однако отношение количества ЭКО к болезням фаллопиевых труб снизилось с 25% до 16% за этот же период. Эксперты обращают внимание, что 25-30% случаев необъяснимого бесплодия подвергаются экстракорпоральному оплодотворению. Большинство таких пар достоверно способны зачать естественным путем еще до начала лечения.
Эксперты аргументируют, что расширенное использование ЭКО повышает угрозу вреда как для матери, так и для будущего ребенка. Многоплодная беременность связана с материнскими и детскими осложнениями, такими как гестационный диабет, задержка роста плода и преэклампсия, а также преждевременные роды. И даже одноплодная беременность с помощью ЭКО имеет худшие результаты по сравнению с беременностями естественными.