Дети, в родном языке которых есть не только единственное и множественное, но двойственное число, раньше других начинают понимать идею числа два, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Наше исследование дает наиболее весомое подтверждение тому, что язык, на котором говорит ребенок, влияет на скорость, с которой он усваивает числительные, а также что для запоминания числительных необходимо их часто слышать в естественной речи, а не только в составе специальных считалок», — пояснил Дэвид Барнер (David Barner) из Университета Калифорнии в Сан-Диего (США).
Известно, что умение считать и понимание смысла числительных — это разные вещи. Предположив, что в изучении числительных может играть роль грамматика языка, Барнер и его коллеги, в том числе ученые из Словении и Саудовской Аравии, воспользовались тем, что в некоторых языках, в частности словенском и арабском, есть так называемое двойственное число. Оно употребляется, когда речь идет о двух предметах.
Ученые посчитали, как часто среди двух-, трех- и четырехлетних детей, говорящих на арабском, словенском и английском языках встречаются малыши, понимающие смысл слова «два». Они также сопоставили полученные ими результаты с данными аналогичных исследований для русского, японского и китайского языков.
Исследователи обнаружили, что дети, которые говорили на словенском и арабском языках, быстрее начинали учить числительные и раньше ухватывали идею числа два, даже если никто их специально этому не учил, чем их англоязычные сверстники.
Однако с течением времени эти различия стирались. Так, к четырем годам англоговорящие дети из Сан-Диего уже перегоняли своих сверстников в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и Любляне (Словения) в понимании числа три и больших. Ученые подчеркивают, что грамматика языка закладывает лишь основы для понимания числительных, а дальше уже главную роль играет обучение.